Предисловие от автора
Уважаемые коллеги!
Как известно, законодательство любого развитого государства находится в подвижном состоянии. Сказанное относится и к Российской Федерации. Причем, сегодня многие изменения в отечественном законодательстве преимущественно связаны с появлением новых технологий в социуме и окультуриванием общественных отношений. Это приводит к необходимости использования новых цивилизованных и адекватных моделей взаимодействия людей и к стремлению законодателя урегулировать правоотношения в максимально удобном и эффективном формате как для государства и общества в целом, так и для каждого человека. При этом большинство предстоящих законодательных изменений берут свое начало со стратегий развития нашей страны, посланий Президента России, федеральных целевых программ. Их анализ за последние годы показывает, что особое внимание стало уделяться вопросам примирения. Базовым в этих вопросах стал Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Им заложена правовая основа для последующего развития института примирения и медиации.
Вместе с тем с принятием 26.07.2019 Федерального закона № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 25.10.2019, деятельность многих государственных органов и государственных служащих оказалась так или иначе связанной с процедурами примирения. У одних государственных органов изменилась в 2020 году отчетность, в деятельности других появился такой новый документ, как нотариально удостоверенное медиативное соглашение, имеющее силу исполнительного документа. А в судебной системе появился такой новый субъект, как судебный примиритель.
В этой связи при реализации полномочий государственными органами нередко встают разные как теоретические, так и практические вопросы о медиации и судебном примирении, ответы на которые можно почерпнуть в том числе здесь, на нашем ресурсе. Так, в настоящем разделе вашему вниманию предложены ознакомительные слайды о медиации и ее правовом регулировании, результаты некоторых научно-практических исследований автора, а также образцы соглашений о применении и проведении процедуры медиации, медиативного соглашения.
Принимая во внимание, что в 2020 году Министерством юстиции Российской Федерации по заданию Правительства страны был разработан принципиально новый законопроект «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации» (с предложением ввести его в действие с 01.07.2022), его текст также размещен в материалах раздела. Данный проект эксперты в основном оценивают как революционный. С одной стороны, в нем урегулированы те вопросы, которые были упущены законодателем в действующем акте, например, особенности медиации по ее видам, вытекающие их разных споров и правоотношений. Но, с другой стороны, новшества относительно требований к медиатору и его деятельности способны стать новым барьером в развитии института медиации как правового, и даже свести к нули все то, что строилось за последние 10 лет. Поэтому разными профессиональными сообществами документ, как правило, оценивается как преждевременный в нашей стране на данном этапе развития, и дальнейшего своего продвижения он пока не получил (некоторые официально выраженные мнения также прилагаются в разделе).
Надеемся, что предложенный в нашем проекте авторский материал окажется для вас интересным, полезным и востребованным.
Н.И. Минкина